витраж

Слово "витраж" произошло от французского vitre (оконное стекло). Рождение витража, как такового можно датировать приблизительно VI –VII вв. нашей эры, когда для создания особой эмоциональной атмосферы витражи стала использовать христианская католическая церковь. В 1930 году археологами при раскопках были обнаружены три стеклянных фрагмента изображения Иисуса Христа с крестообразным нимбом. Считается, что дата изготовления этих фрагментов относится примерно к 540 году нашей эры. Самым древним из уцелевших образцов витражей считается голова Христа из Вейссембургского аббатства в Эльзасе, Германия. Также, один из самых первых, известных нам сейчас, витражей находится в монастыре Святого Павла в Англии и датируется 686 годом нашей эры. Самыми старыми законченными витражами Европы считаются пять фрагментовизготовленые в техника закрашивания и тонального оттенения. из Аугсбургского Собора. К нам витражи пришли из Европы, и применение их у нас началось значительно позднее. Но, так же как и в Европе, их устанавливали в основном в церквях. Позднее их стали применять и для декоративного оформления внутренних интерьеров частных домов. В конце девятнадцатого века Джон Ла Фарж и Луис Тиффани стали намеренно добиваться неоднородности стекла. Современное витражное стекло получается в результате использования множества разнообразнейших технологий. Стекло может быть прозрачным и глухим, однородного цвета и смесью различных цветов и оттенков одного цвета, гладким и с разнообразной фактурой. Надо сказать, что витражи у нас никогда широко не применялись, поскольку витраж во все времена был изделием дорогостоящим. Недоступность витражей для широких слоев населения при остром желании их все-таки иметь, например, в советский период привела к появлению различных технологий-заменителей. Технологии изготовления витражей Классический свинцовый паяный витраж. Свинцовый паяный витраж выполняется на основе свинцового профиля, создающего рисунок, в который запаиваются нарезанные или отлитые по шаблонам кусочки стекла. Свинцовый классический профиль способен объединить достаточно крупные куски стекла, что позволяет создавать витражи больших объемов. Наличие нескольких видов свинцового профиля, разного по толщине, делает возможным как значительные по величине работы, так и миниатюрные композиции. Классической эта техника считается потому, что именно она использовалась практически с первых дней существования витражного искусства. Техника Тиффани. Эта техника (тоже являющаяся разновидностью «наборного витража»), разработанная в начале XX века американцем Луисом Камфортом Тиффани, позволяет создавать композиции, включающие мельчайшие детали. Это становится возможным за счет того, что кусочки стекла оборачиваются узкой медной фольгой и спаиваются друг с другом оловом. Небольшая толщина витража, изготавливаемого по технологии «Тиффани», позволяет создавать довольно большие (до нескольких кв.м.) монолитные композиции, отличающиеся легкостью и прочностью. Также эта технология позволяет создавать обьемные предметы дизайна интерьеров - торшеры, бра, светильники, люстры, вазы и многое другое. Спекание (фьюзинг). Особенно выразительны и неповторимы витражи, выполненные по технологии, которая называется "фьюзинг". В ее основе метод спекания, или даже сплавления элементов стекла различного цвета. Разноцветные стекла разрезаются на отдельные элементы, которые накладываются на цельную стеклянную подложку, и затем все это отправляется в печь с температурой не менее 850 градусов Цельсия. Из печи достают практически монолитное изделие, в котором все заготовки сплавились с подложкой. Готовое изделие имеет довольно необычную волнистую поверхность. Фацетированный витраж. Это техника создания витража из предварительно ограненных (фацетированных) кусочков стекла, композиция которого носит орнаментальный характер. Чтобы получить широкую фаску требуется более толстое стекло, что увеличивает вес витража. Стекла, в данном случае, скрепляются между собой с помощью блестящего латунного профиля, который гораздо прочнее любого другого. А за счет того, что фацетированное стекло идеально подгоняется по рисунку и, зачастую, закреплено в профиле с помощью специального клея, прочность витража позволяет использовать его, например, в остеклении дверей без какой либо дополнительной защиты. Золотистый оттенок медной или латунной оправы придает витражам особенно привлекательный вид, будучи видимым не только на просвет, но и в отраженном свете, что особенно важно для мебельных витражей. Химическое декорирование стекла. Техника, позволяющая при помощи химических реактивов делать поверхность стекла матовой, мелкозернистой и непрозрачной, или наносить на поверхность фактуру, напоминающую изморозь. Используя оригинальные шаблоны, с помощью химического матирования возможно создавать на поверхности стекла сложные изображения и орнаменты. При этом получаемое на стекле изображение вечно, не боится механического и химического воздействия. Техника пескоструйной гравировки стекла. Техника пескоструйной гравировки заключается в обработке стекла специальным аппаратом, подающим под давлением кварцевый песок (или другой абразив) на нужный участок. Таким методом можно придать стеклу шероховатость и матовость, а также создавать сложные рельефные композиции. В комбинации с трафаретом и специальными защитными покрытиями, можно создавать самые причудливые композиции: матовые на прозрачном фоне, прозрачные на матовом.